Главная | Семейное право | Семейное право и пожилые люди

Курсовая работа: Проблемы людей пожилого и престарелого возрастов, проживающих в семье

Она представлена законодательством как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации года. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм: Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это — общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей. В соответствии со ст. Не существует запрета для граждан старшего поколения на образование: Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Доступна всем в соответствии со ст. Наряду с социальными правами ст. Обращаясь в государственные органы и органы местного управления с предложениями, замечаниями, критикой недостатков, со своими собственными проблемами, пожилые люди ощущают себя активными участниками управления делами государства и, будучи настойчивыми в изложении своих мнений, стараются принести пользу при выработке и принятии управленческих решений.

Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граждан пожилого возраста.

Основываясь на конституционных нормах и положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже уровня прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным прежде всего остановиться на правовых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составляющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.

От материального обеспечения зависят возможности и способы, которыми старшее поколение сможет удовлетворять свои сущностные потребности и интересы, свои социально-ценностные ориентиры и установки. В немалой степени реализация этих законов влияет на поддержание пожилыми людьми своего здоровья, взаимоотношений в семье и на отношение к окружающим, на организацию их отдыха и досуга, одним словом, — на всю их социальную активность.

Современное трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается. Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе администрации. Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 4 февраля г.

Поэтому увольнение работников только по той причине, что они достигли пенсионного возраста, является антиконституционным актом.

семейное право и пожилые люди общался внешним

Вместе с тем некоторые законодательные акты России допускают определенные ограничения в связи с возрастным цензом. Так, Федеральный закон от 31 июля г. Аналогичные нормы существуют относительно военнослужащих офицерского состава, служащих правоохранительных структур. Некоторые ограничения содержит и Закон "О занятости населения в Российской Федерации". Если при выборе места работы любое физическое лицо, независимо от возраста, может за посредничеством обратиться в органы службы занятости и те обязаны оказать ему содействие в поиске подходящей работы, то согласно этому Закону граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными и, следовательно, им не выплачивается пособие по безработице.

Законодательные ограничения в отношении труда и занятости отдельных категорий граждан пожилого возраста в современной России обусловлены преимущественно влиянием существующих в обществе социально-экономических отношений, социально-классовой структуры, экономического положения в стране, ситуации с занятостью населения, системы распределительных отношений и т.

Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время ни работодатель, ни государство в целом не слишком заинтересованы в трудоустройстве и занятости пожилых людей после их выхода на пенсию.

{{optin_title}}

Пенсионное законодательство, представленное федеральными законами от 20 ноября г. Выход на пенсию —- ключевой момент в пожилом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина и означающий не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности.

семейное право и пожилые люди сущности, этой

Действующее пенсионное законодательство многогранно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граждан. Так, пенсии по Закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации" года назначаются не только лицам, работающим работавшим по трудовому договору контракту , но и членам кооперативов, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, семьям перечисленных лиц и другим категориям граждан.

Названный Закон во многом сохранил нормы прежнего законодательства, которые можно считать общепринятыми: Во-первых, по Закону года пенсиями обеспечивается более широкий круг лиц. Во-вторых, Закон года ввел новый порядок финансирования расходов на пенсии. Образован Пенсионный фонд Российской Федерации, средства в который поступают путем взимания страховых взносов с организаций и граждан, а также из федерального бюджета.

Согласно Закону года размер пенсии зависит не только от индивидуального заработка работника, но и от продолжительности его трудового стажа ст. В дополнение к этому предусмотрен порядок определения заработка для исчисления пенсии, который позволяет будущему пенсионеру сделать выбор ст. Кроме того, в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат дохода , полученных в связи с выполнением работы служебных обязанностей , на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ ст. Впервые вышеназванным Законом введена социальная пенсия, которую вправе получить каждый гражданин, достигший соответствующего возраста либо признанный инвалидом, если он не имеет права на трудовую пенсию.

Как факт дополнительной социальной поддержки для определенного круга граждан старшего поколения следует рассматривать возможность одновременного получения двух пенсий, предусмотренную ст. Важное правило закреплено в ст. Оно заключается в том, что за пенсией гражданин может обратиться в любое время, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера занятий ко времени обращения.

Это правило касается всех пенсий, в том числе при неполном общем трудовом стаже. Другими словами, Законом не предусмотрен срок обращения за пенсией, пропуск которого мог бы неблагоприятно отразиться на пенсионных правах граждан. Это правило — именно право, а не обязанность граждан, что особенно важно для пожилых людей: Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей для повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пенсионного законодательства, работающие пенсионеры, среди которых в большинстве своем лица старшего поколения, пенсии в период работы получают в полном размере.

Важным нововведением является судебный порядок разрешения споров по пенсионным вопросам ст. Достоинством Закона года является и то, что он выступает преимущественно как акт прямого действия, содержит мало отсылочных норм и не требует издания значительного числа подзаконных актов. Исключение составляют Списки работ, с учетом которых назначаются пенсии по возрасту в связи с особыми условиями труда ст.

Удивительно, но факт! Со временем меняется характер взаимной помощи между родителями и детьми.

Совершенствование пенсионного законодательства с учетом современных требований последовало с принятием Федерального закона от 21 июля г. В соответствии с названным Законом с 1 февраля года начался переход на принципиально новый порядок определения размеров пенсий с применением индивидуального коэффициента, что позволяет устанавливать размер пенсии дифференцированно в зависимости от трудового вклада, то есть от продолжительности трудового стажа и заработной платы.

При этом учету стала подлежать лишь фактическая работа, исчисленная в календарном порядке, в период которой уплачивались страховые взносы. Таким образом, у граждан, уходящих на пенсию, появилось право выбора: Принципиальное отличие названных выше двух законодательных актов в том, что пенсии, исчисленные с применением индивидуального коэффициента, в период работы не выплачиваются. Отмечая положительные моменты в действующем пенсионном законодательстве, между тем нельзя не отметить, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, в том числе с учетом индексации и с индивидуальным коэффициентом пенсионера, далеко "отстают" от реалий жизни.

Современные пенсии не обеспечивают в полном объеме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека. В связи с этим все более важной становится проблема реформирования пенсионной системы путем введения накопительного метода финансирования трудовых пенсий. Персонифицированный учет является существенной составной частью, базой пенсионной реформы. С его введением изменяются условия для назначения трудовых пенсий, появляются реальные стимулы для "зарабатывания" пенсии.

В перечне социального законодательства — Федеральный закон от 12 января г.

Читать ONLINE Проблемы людей пожилого и престарелого возрастов, проживающих в семье

Это — один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Ветераны составляют многочисленный социальный слой населения Российской Федерации. В настоящее время в стране проживает 34,4 млн. В соответствии с названным Законом ст. Внесенные 2 января и 4 мая года существенные изменения и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" помогли конкретизировать ряд его статей: Во исполнение действующего закона и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты ветеранов действует "Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, других категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах".

С учетом современных требований изменились подходы к прогнозированию ресурсных возможностей государства по обеспечению установленных законодательством ветеранских льгот. Объем средств из централизованных источников финансирования для предоставления льгот ветеранам увеличен более чем в 3 раза с 17б до 5 млрд. При этом они аккумулируются по соответствующей бюджетной классификации с предоставлением субъектам Российской Федерации большего объема прав и ответственности за их использование.

Вместе с тем ситуация в части реализации ветеранских льгот продолжает оставаться сложной. Отмечается некоторое отставание нормотворческой работы от динамики изменения законодательства. Не в полной мере урегулированы отдельные нормативные положения в связи с законодательно установленными дополнительными основаниями отнесения значительного числа граждан к категории участника Великой Отечественной войны. Определенные сложности внесло появление в Федеральном законе "О ветеранах" статьи о ветеранах государственной службы, поглотившей ранее имевшуюся статью, выделявшую в качестве отдельной категории ветеранов органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов.

Целый ряд установленных законодательством льгот реализуется не в полном объеме, а реализация некоторых из них находится под угрозой срыва. В прошедшем году отмечались неоднократные случаи отказа отдельных хозяйствующих субъектов в предоставлении ветеранам льгот. Особое беспокойство вызывает лекарственное обеспечение инвалидов и участников войны. Во многих субъектах Российской Федерации они не могут получить то, что предусмотрено гарантированным перечнем лекарственных препаратов, выдаваемых бесплатно либо по льготным ценам.

Сложной остается обстановка с предоставлением жилья инвалидам и участникам войны.

Удивительно, но факт! Родители тоже не остаются в долгу: В деревне взаимная помощь выражается в совместной работе в саду и огороде, по уходу за домашними животными и т.

Требует значительного развития инициатива органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в принятии решений о дополнительных мерах социальной защиты ветеранов, не предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах". К принятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам социальной защиты ветеранов необходимо активнее привлекать представителей соответствующих объединений ветеранов ст.

Статья 27 Закона предусматривает судебную защиту прав и льгот ветеранов. Обжалование принятых решений в порядке гражданского судопроизводства предусмотрено почти во всех социальных законах. Однако суды общей юрисдикции, как правило, не обладают специфическими знаниями социальных законов, а если и выносят решения в пользу пожилых людей, они, как правило, несмотря на нормы ГПК РСФСР, не выполняются совсем или их исполнение затягивается на длительное время.

В этой связи представляется целесообразным создание в России судов по социальным вопросам, которые были бы более квалифицированными в судебных разбирательствах по всем вопросам социальной сферы. Профессиональные судьи должны обладать соответствующей квалификацией, так называемым правом занимать должность судьи в той или иной отрасли судебной системы. Это означает, что они должны иметь высшее юридическое образование, пройти дальнейшую практическую подготовку и сдать соответствующие государственные экзамены.

К специальному социальному законодательству относится и Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", имеющий прямое отношение к пожилым людям-инвалидам. Поскольку ряд его положений к примеру, ст. Социальный аспект содержат Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан от 22 июля г. Статья 26 Основ прямо закрепляет "Права граждан пожилого возраста".

В ней отмечается, что "граждане пожилого возраста достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях".

Между тем, давая толкование понятию "Охрана здоровья граждан" как совокупности мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья, — законодатель не конкретизировал сущностную сторону понятия "медико-социальная помощь".

В реализации норм данного законодательного акта, к сожалению, также имеются существенные проблемы. В большинстве своем пожилые люди не получают эффективной амбулаторно-поликлинической помощи, сталкиваются со значительными трудностями в госпитализации в стационарные медицинские учреждения, особенно в специализированные, не имеют возможности приобрести необходимые, порой жизненно важные лекарства в связи с их высокой стоимостью.


Читайте также:

  • Плачу ипотеку после развода
  • Конвенции стран снг расторжение брака
  • Семейное право виды семейных отношений