Главная | Защита прав потребителя | Защита права на свободу сми в рф

Конституционное право на свободу слова и его защита

Законодательное регулирование права граждан на свободу слова в Российской Федерации дипломная работа 1. Особое место отводится укреплению и защите такого демократического института, как свободные и независимые средства массовой информации. Право на свободу слова часто называют базовым, так как без него невозможна реализация других фундаментальных прав человека: В России на конституционном уровне закреплен принцип свободы слова. В статье 29 закреплены основные принципы: Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Гарантируется свобода массовой информации. Таким образом, Конституция возлагает на государство обязанность не только неправомерно не вмешиваться в эту свободу, но и всячески осуществлять ее защиту.

Комментарий к Ст. 29 КРФ

Важным этапом в процессе формирования законодательной базы, регулирующей свободу слова в России, стала ратификация Россией в феврале г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конвенция стала составной частью российской правовой системы. Россия признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека, а также обязательность всех его решений, которые являются официальным толкованием Конвенции.

В контексте прав журналистов следует обратить внимание на статью 10 Конвенции, закрепляющую право каждого выражать свое мнение. Таким образом, в Российской Федерации имеются все необходимые конституционные основы для реализации свободы слова. При этом важное значение в этом вопросе играет открывшаяся возможность применения норм международного права наряду с национальными законодательством.

Однако на практике все не так однозначно. Проблем у российских СМИ много и вот только некоторые из них: Проанализировать такую проблему, как право журналиста на свободу слова, в сочетании с конституционным правом каждого на частную жизнь, личную и семейную тайну, и взаимосвязь указанной свободы и права. В настоящее время при декларируемой гласности и открытости журналист свободен в освещении происходящих событий и вправе давать им свою субъективную оценку. Но на практике существует тонкая грань между правом журналиста выражать свое мнение и правом другого лица на деловую репутацию и честное имя, личную тайну.

Похожие главы из других работ:

В правовом государстве свобода реализации права любого гражданина, организации не может быть беспредельной. Она ограничивается правами и свободами других лиц. В своей деятельности журналист нередко балансирует на грани этих конституционных дозволений. В статье 10 Европейской конвенции о правах человека и основных свободах предусмотрено такое же разделение. С одной стороны, гарантируется свободное выражение мнения, получение и распространение информации и идей ч. Статья 56 Конституции РФ предусматривает дополнительные ограничения свободы слова в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом.

Но данная норма не касается абсолютного запрета на цензуру, которая вообще не может быть применена в России. От степени открытости, свободы, независимости и профессионализма СМИ зависит демократический дух государства. Журналисту во избежание судебных споров необходимо соблюдать баланс двух конкурирующих прав: Конституционный Суд РФ встал на защиту конституционного права на свободу слова, свободу массовой информации, подтвердив свой статус независимого судебного органа, занимающего особое место в системе органов государственной власти и не зависящего от государственных структур, руководствующегося в своей деятельности Конституцией РФ и законами.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ представляют собой результат истолкования Судом норм Конституции Российской Федерации, служат правовым основанием итоговых решений Конституционного Суда и носят общеобязательный характер и обеспечивают стабильное функционирование общественных и государственных институтов, единообразное понимание и применение конституционных норм.

За период деятельности Конституционного Суда РФ его роль в деле укрепления демократических основ и защиты прав и свобод человека и гражданина существенно возросла. По вопросам защиты конституционного права на свободу мысли и слова, свободу массовой информации, права на получение, поиск, распространение информации Конституционным Судом РФ был сформулирован ряд правовых позиций.

Однако, только судом в порядке гражданского судопроизводства могла быть признана недействительной регистрация средства массовой информации. Обратившись с поручением непосредственно к министерству, Верховный Совет вторгся в сферу компетенции высших органов исполнительной власти; Ограничения права искать, получать и свободно распространять информацию, относящегося к основным правам и свободам человека и гражданина, могут устанавливаться только законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

Верховный Совет своим Постановлением, носящим характер индивидуального акта, не вправе был создавать условия, ограничивающие права газеты и возможности для ее издания. Решения, влекущие такие последствия, способствовали оказанию давления на газету, затрудняли ее существование как независимого средства массовой информации и ограничивали тем самым свободу массовой информации.

Защита права на свободу сми в рф понимал

Категорию дел, рассматривавшихся в Конституционном Суде РФ, затрагивающих права на свободу слова, свободу массовой информации, право на поиск, получение, распространение информации составили дела о проверке конституционности ряда положений избирательного законодательства. В постановлениях Конституционного Суда по данной категории дел были выработаны четкие правовые подходы к определению юридических понятий и устранено неоднозначное их толкование.

Деятельность средств массовой информации по информированию избирателей должна быть свободной, объективной, достоверной, не должна нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. В конституционно-правовой науке к формам реализации свободы слова в период избирательной кампании обычно относят предвыборную агитацию и информирование, при этом право на предвыборную агитацию одновременно рассматривают как субъективное избирательное право.

В то же время нельзя не отметить, что существует и иное мнение. Во-вторых, Федеральный закон от 12 июня г. Последнее, таким образом, понимается законодателем более широко, чем закреплено в ст. Право на предвыборную агитацию может рассматриваться с разных точек зрения.

Удивительно, но факт! Далее они отмечают только до конца г. Не допускается пропаганда языкового, национального, социального, религиозного превосходства.

Так, в содержании права на предвыборную агитацию, по нашему мнению, различаются: Несмотря на то что форма и содержание деятельности, в рамках которой реализуются оба права, могут совпадать и представляют собой чаще всего распространение связанной с кандидатами и избирательными объединениями информации и или мнений, только первое представляется, является составляющей субъективного избирательного права, в том числе в формах, характерных для реализации свободы слова распространение информации, выражение мнения, призывы.

Второе же пока представляет собой только составляющую свободы слова, ограниченную тем обстоятельством, что она реализуется в период избирательной кампании.

Удивительно, но факт! Эти данные предоставляются по запросам редакций, на пресс-конференциях и так далее. Кстати, на практике случаи приостановления деятельности СМИ по решению суда крайне редки, но намного чаще - не уполномоченными на то органами.

Граждане, вне связи с их правом участвовать в том или ином качестве, в том числе агитатора, в избирательной кампании не могут быть лишены права свободно выражать свои мнения по поводу избирательной кампании, в том числе мнения оценочного характера и с целью повлиять на чей-то выбор. Если предположить всякую реализацию свободы выражения субъективных и оценочных мнений о кандидатах, избирательных объединениях в период избирательной кампании составляющей субъективного избирательного права, то полностью лишим этой свободы что невозможно объективно иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан, не достигших возраста 18 лет или находящихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Так, по действующему избирательному законодательству только гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, помимо прав избирать и быть избранным, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, в том числе в предвыборной агитации. В этой связи представляет интерес предложение закрепить в избирательном законодательстве такое политическое право, как право на предвыборную агитацию, для общих субъектов избирательного права - граждан РФ.

Для этого необходимо включить в понятие предвыборной агитации такой обязательный признак, как публичность, и выработать его критерии, а также расширить границы этого права. Ведь возможности выражения мнений и распространения информации по электоральному поводу гражданами, обладающими активным избирательным правом, однако реализующими свободу слова вне рамок избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, являются на сегодняшний день ограниченными законодателем.

Так, право на предвыборную агитацию ограничено тем, что возможность самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц предоставляется только субъектам, наделенным статусом кандидата или избирательного объединения п. Как отметил Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений, граждане не могут рассматриваться лишь как объект информационного воздействия.

К иным законным методам относится не требующая финансовых затрат реализация свободы слова, в том числе в формах, попадающих под агитационную деятельность согласно п. Иными словами, одно из ограничений свободы слова по вопросам избирательных предпочтений граждан, не являющихся кандидатами, заключается в невозможности ими исключительно по своему усмотрению финансировать агитационную деятельность за счет собственных или иных средств помимо избирательного фонда кандидата или избирательного объединения. Соразмерность этого ограничения была предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ по заявлению Думы Астраханской области, которая полагала, что этим ограничением несоразмерно ограничиваются свобода мысли и слова и право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Следует отметить, что в настоящее время было бы неверным говорить об отсутствии конституционного закрепления свободы слова и независимости СМИ. Однако правоприменительная практика не всегда основывается на указанных принципах и складывается в соответствии с ними. Суды не всегда готовы выносить решения, исходя из конституционного права журналистов на свободу выражения мнения, они редко применяют нормы европейского права. Сейчас скорее встает вопрос о реальном соблюдении этих принципов в правоприменительной практике и внедрении в российскую правовую систему опыта Европейского суда по правам человека.

Пока не будет выработана единая правоприменительная практика, строго соответствующая конституционным принципам свободы слова и европейскому праву, в условиях слабости редакций СМИ и распространенных фактов оказания на них давления со стороны власти и бизнеса конституционная свобода слова и независимость СМИ будет носить декларативный характер.


Читайте также:

  • С каких видов доходов производится взыскание алиментов
  • Развод через загс комсомольск-на-амуре
  • Как оформить алименты на счет ребенку