Главная | Земельные вопросы | Проблема реформирования стадии возбуждения уголовного дела

Статьи по предмету Уголовный процесс

Удивительно, но факт! В соответствии с ч. Если вернуться к вопросу о расширении полномочий органов предварительного расследования в данной стадии уголовного процесса а не об упразднении , то надо отметить УПК Республики Армения.

Действующий Судьба стадии возбуждения уголовного дела Стадия возбуждения уголовного дела сейчас - первичный и неотъемлемый этап уголовного процесса, где выясняется наличие оснований для производства по уголовному делу в форме предварительного следствия или дознания за исключением сравнительно узкой категории уголовных дел частного обвинения. В УПК РФ правовая регламентация производства в стадии возбуждения уголовного дела получила наибольшее развитие.

Тем не менее в теории уголовного процесса взгляды на сущность, содержание и вообще необходимость существования стадии возбуждения уголовного дела расходятся. В последнее время дискуссия активизировалась, решается буквально судьбоносный для стадии возбуждения уголовного дела вопрос - быть ей в составе российского уголовного процесса или не быть. Однако используемая аргументация нуждается в уточнении и не исключает и контраргументов. Отказ от такой проверки, являющейся ядром стадии возбуждения уголовного дела, практически не оставлял от этой стадии ровным счётом ничего.

Идея вызвала и вызывает неоднозначное к себе отношение ввиду эффекта "оборотной стороны медали".

Удивительно, но факт! Определенные процессуальные отношения возникают также между органом предварительного следствия дознания и прокурором. Во всех этих случаях требуются специальные познания.

В юридической литературе обратили внимание не только на привлекательность, но и на порочность указанного предложения. Ляхова, последняя заключается в том, что фактически правильно отмеченные нарушения прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела предлагается заменить на вполне возможные ещё более серьёзные ущемления прав личности в следующей стадии - стадии предварительного расследования.

Что касается Устава уголовного судопроизводства УУС , то согласно его ст. Оно касалось именно потерпевшего, то есть далеко не всех ситуаций, реально возникавших в практике дореволюционного уголовного судопроизводства. Наряду с жалобой УУС предусматривал и другие поводы к "начатию следствия", в том числе объявления иных частных лиц, не являвшихся потерпевшими, а также сообщения полиции, присутственных мест и должностных лиц, явку с повинной ст.

При наличии указанных поводов прокурор не должен был требовать начала производства по уголовному делу "без достаточных к тому оснований" ст. В сомнительных случаях полагалось прибегнуть к содействию полиции, которая обязывалась собрать необходимые сведения "посредством розысков, словесными расспросами и негласным наблюдением" ст. На практике к принимаемым полицией мерам относились осмотры местности, осмотры потерпевшего и всякого рода предметов орудий преступления и др.

называем проблема реформирования стадии возбуждения уголовного дела поверхности

Таким образом, проводимому судебным следователем предварительному следствию при необходимости уточнения оснований для его начала обычно, за исключением предусмотренным законом случаев подачи жалобы о преступлении потерпевшим, предшествовало "состояние" уголовного процесса, имеющее относительно самостоятельное значение и являвшееся своего рода барьером против неосновательного начала предварительного следствия. Идея отказа в современном российском уголовном процессе от стадии возбуждения уголовного дела сегодня поддерживается не только отдельными учёными.

Члены расширенной рабочей группы при Министре внутренних дел РФ по дальнейшему реформированию органов внутренних дел допускают возможность рассмотрения процессуальной модели, согласно которой по поступившему заявлению, сообщению о преступлении следователь, дознаватель, орган дознания сразу начинают производство по уголовному делу. Фактически, как разъясняется в подготовленной ими Дорожной карте дальнейшего реформирования органов внутренних дел, возникает необходимость отказаться от института возбуждения уголовного дела в российском понимании, трансформировав его в институт начала уголовного судопроизводства.

Этот институт должен включать следующую систему действий, реализуемую органами дознания на основе закона и с учётом конституционных гарантий прав человека: Как можно видеть, изложенный алгоритм уголовно-процессуальных действий не предусматривает принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, что обещает серьёзные выгоды для обеспечения прав и законных интересов заявителей, прежде всего - пострадавших от преступлений, а также для обеспечения своевременного реагирования на признаки преступления и, соответственно, успешной борьбы с преступностью.

Поэтому предлагаемая концепция начала уголовного судопроизводства представляется заманчивой и привлекательной. Сложившаяся на протяжении десятилетий и существующая повсеместно порочная практика принятия органами дознания и предварительного следствия решений об отказе в возбуждении уголовного дела по надуманным, реально не существующим основаниям известна. Существование подобного рода явлений, разумеется, требует выработки и принятия мер адекватного на них реагирования в форме совершенствования законодательства, предусматривающего порядок возбуждения уголовного дела.

Но надо думать и о последствиях таких мер, прогнозировать возможное развитие событий в связи с их предполагаемым введением. Известно, что отказ в возбуждении уголовного дела наряду со своими минусами отнюдь не лишён и плюсов. Это - не абсолютное зло, чтобы от него безоговорочно отказаться как от кем-то некогда совершённой по неосмотрительности ошибки. Давно отмечено, что стадия возбуждения уголовного дела, завершаемая двумя основными решениями противоположной направленности - возбудить дело или отказать в его возбуждении - играет роль своеобразного фильтра, предназначение которого заключается в устранении из сферы деятельности органов предварительного расследования всего того, что не влечёт за собой уголовной ответственности.

Мероприятия

Последнее обстоятельство в современных условиях приобретает особое значение, поскольку признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина провозглашены конституционной обязанностью государства ст. Соответственно, ограничение таких конституционных прав личности, как право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. Применение различных мер процессуального принуждения и проведение сопряжённых с правоограничением следственных действий, характерных для производства предварительного расследования, оправданно лишь тогда, когда возникает необходимость расследовать конкретное преступление, реагировать на этот частный случай общей борьбы с преступностью.

То есть только при констатации наличия признаков преступления или при невозможности без предварительного расследования исключить их наличие , что влечёт обязанность дознавателя, следователя возбудить уголовное дело. В противном случае права и свободы человека и гражданина оказываются под угрозой незаконного и необоснованного ограничения. Одновременно в случае необоснованного возбуждения уголовного дела органы предварительного расследования начинают работать "вхолостую", происходит нерентабельная, пустая трата их профессиональных сил и времени, которые, увы, не безграничны.

Взвешивая все "за" и "против" в связи с возможностью радикального реформирования начала отечественного уголовного процесса, представляется полезным обратиться к опыту других государств с системами уголовного судопроизводства, подобными российской, где от стадии возбуждения уголовного дела практически отказались. УПК Украины нет главы, предусматривающей производство в стадии возбуждения уголовного дела. Такого решения, как отказ в регистрации заявления или сообщения об уголовном правонарушении, что аналогично отказу в возбуждении уголовного дела, в УПК Украины не предусматривается.

Год действия нового украинского уголовно-процессуального закона высветил существенные недостатки, связанные с правоприменительной практикой приёма и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях. Считая, что в регистрации отказать невозможно, следователи и прокуроры зачастую вносят в единый реестр досудебного расследования сведения о правонарушениях, которые очевидно преступлениями не являются.

А затем, буквально на второй день, выносят постановление о прекращении уголовного производства в порядке ст. Но это не самое худшее. Если допустить, что в России ликвидируется стадия возбуждения уголовного дела и по каждому сообщению о преступлении без его проверки, предусмотренной в настоящее время ст. Не обязательно быть провидцем, чтобы предсказать, что с возникшим в подобном случае валом расследований существующие у нас в настоящее время аппараты следствия и дознания реально не будут в состоянии справиться, а возможная практика прекращения безосновательно начатых следственных производств по своим последствиям может вполне сравниться с негативной практикой отказов в возбуждении уголовного дела, если не значительно её перекрыть.

Ключевые слова

Но при поиске путей его реформирования не стоит забывать о народной мудрости, выраженной в пословице: Как представляется, потенциал стадии возбуждения уголовного дела ещё не исчерпан и мог бы использоваться в большей степени, если бы законодатель не пренебрегал существующими возможностями прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве.

Кубанский ГАУ, , с. Реалии и мифы возбуждения уголовного дела. Обеспечение законности в досудебном уголовном производстве. Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, , с. Нужна ли стадия возбуждения уголовного дела в современном уголовном процессе России? Правовое регулирование стадии возбуждения уголовного дела. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, п. Прокурорский надзор за предварительным расследованием уголовных дел. Начало досудебного производства в уголовном процессе Украины: Краткая характеристика состояния преступности:


Читайте также:

  • Изъятие земельных участков за неиспользование по назначению
  • Договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения до года
  • Договор дарения земельного участка и дома двум одаряемым