Главная | Жилищные вопросы | Надзорное разбирательство дел производится по делам не вступившим

Основы российского права

Понятие и задачи производства в надзорной инстанции. В разделе IV ГПК регламентируется производство по пересмотру решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Раздел состоит из двух глав гл. В первой из этих глав предусмотрены правила производства в надзорной инстанции ст. Производство в надзорной инстанции представляет собой процессуальную деятельность, которая направлена на проверку решений и определений судов первой и второй инстанций, а также постановлений в порядке надзора по протестам управомоченных на то должностных лиц ст.

Эта стадия гражданского процесса является экстраординарной исключительной. На данной стадии обеспечивается дополнительная проверка судебных актов. При этом могут быть пересмотрены любые судебные акты, в том числе и те, которые не подлежат пересмотру в кассационном порядке решения Верховного Суда РФ, решения судов по жалобам на постановления административных органов или должностных лиц, некоторые разновидности определений судов, определения и постановления надзорных судов и т.

Закон не содержит ограничений в опротестовании в порядке судебного надзора различного вида определений суда первой инстанции в отличие от кассационного обжалования ст. Поэтому в порядке надзора может быть опротестовано любое определение суда, вступившее в законную силу. Вместе с тем, лица, участвующие в деле, не обладают правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по пересмотру дел в порядке надзора. Задачи надзорного производства определены в ст.

При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и кассационной инстанции по имеющимся в деле материалам в пределах доводов протеста. В интересах законности суд может выйти за пределы протеста.

Удивительно, но факт! Аналогично истребуются сведения о причитающихся должнику иных видов заработка ст.

Таким образом, задачи надзорной инстанции ограничены проверкой правильности разрешения дела. Кроме того, решение, определение, постановление не подлежат пересмотру в порядке надзора, если установлены вновь открывшиеся обстоятельства, перечисленные в ст. Субъектами права на принесение надзорного протеста являются должностные лица органов суда и прокуратуры, прямо указанные в законе.

Лица, участвующие в деле, правом на обращение в надзорную инстанцию с заявлением о возбуждении надзорного производства не обладают. Они вправе только обратиться к соответствующим должностным лицам с просьбой о принесении протеса в надзорном порядке. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции Принесение протеста в надзорную инстанцию и возбуждение производства по пересмотру постановлений, вступивших в законную силу, осуществляется в определенном порядке.

Законом предусмотрены правила, определяющие возможность истребования дел из судов, форму и содержание протеста, порядок подачи протеста, необходимость извещения лиц, участвующих в деле, возможность отзыва протеста и т. Если в заявлении с просьбой о принесении протеста приводятся убедительные доводы о допущенном судом существенном нарушении норм материального или процессуального права, дело подлежит истребованию для проверки в порядке надзора. Оно должно быть незамедлительно выслано по запросу.

Если лицо, истребовавшее дело, не имеет права принесения протеста на данное решение, определение или постановление, оно в необходимых случаях входит с представлением о принесении протеста в порядке надзора к вышестоящему должностному лицу, имеющему право принесения протеста. При отсутствии оснований к истребованию дела или для принесения протеста об этом сообщается лицу, подавшему заявление с просьбой о принесении протеста в порядке надзора, с указанием мотивов отказа.

Надзорное разбирательство дел производится по делам не вступившим Вэйнамонд

Должностные лица, которым предоставлено право принесения протестов в порядке надзора, могут приостановить исполнение соответствующих решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора. Принесение протеста на решение суда, принятое по жалобе на неправомерные действия должностного лица, ущемляющие права гражданина, приостанавливает исполнение решения до окончания производства в порядке надзора ст. Исполнение решений, определений и постановлений не может быть приостановлено, если они, в силу закона или по решению суда в пределах предоставленных ему прав, обращены к немедленному исполнению ст.

При отсутствии оснований к принесению протеста должностное лицо, истребовавшее дело и приостановившее исполнение решения, определения или постановления, отменяет приостановление, о чем сообщает заинтересованным лицам и суду. При наличии основания для принесения протеста должностное лицо, имеющее право на принесение протеста, составляет протест и направляет протест вместе с делом в соответствующий суд.

При составлении и подаче протеста применяются правила, в соответствии с которыми приносится кассационный протест ст.

Удивительно, но факт! Общие правила Надзорное производство предполагает конкретные сроки для рассмотрения жалоб и представлений. Не может быть обращено взыскание на суммы, причитающиеся должнику в качестве выходного пособия, различного рода компенсаций за неиспользованный отпуск, износ инструментов, оборудования и т.

Протест представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле. По смыслу закона протест, внесенный в надзорную инстанцию, должен обязательно содержать изложение обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции; указания на допущенные судами первой или последующих инстанций нарушения норм материального или процессуального права, влекущие отмену или изменение решения. Протест в порядке надзора может быть принесен как на все решение, определение или постановление в целом, так и на их мотивировочную часть, если изложенные судом выводы и доводы являются ошибочными, но не повлияли на разрешение дела по существу.

В случае принесения протеста на мотивировочную часть суд, рассматривающий дело в порядке надзора, признав протест обоснованным, выносит определение постановление об изменении решения, определения или постановления в этой части. Недопустимо принесение одного протеста на решения по двум и более гражданским делам, независимо от их взаимной связанности. В соответствии со ст.

В необходимых случаях стороны и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела. Копии протеста лицам, участвующим в деле, направляются судом. Суд назначает время рассмотрения дела с таким расчетом, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность представить письменные объяснения на протест и дополнительные материалы. Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом.

Допустимо также изменение мотивов протеста или его резолютивной части. Протест, принесенный прокурором, может быть отозван также вышестоящим прокурором. Об отзыве протеста суд извещает лиц, участвующих в деле. В ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен ст. Суды, рассматривающие дела в надзорной инстанции По действующему закону дела по протестам в порядке надзора рассматривают определенные суды ст. Президиумы Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских Московского и Санкт-Петербургского , судов автономной области и автономных округов рассматривают дела по протестам на кассационные определения этих судов, на вступившие в законную силу решения и определения районных городских судов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения, вынесенные всеми судами республики, если решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, а также дела по протестам на постановления президиумов Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам по первой инстанции, на кассационные и надзорные определения этой коллегии. Составы Президиумов судов, рассматривающих протесты в порядке надзора, отличаются от составов судебных органов, рассматривающих дела в первой и второй инстанции.

Они действуют в составе председателя суда, его заместителей и членов суда в количестве, определяемом в установленном порядке. Лишь Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела в порядке надзора в составе трех членов суда, как и в кассационной инстанции. Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в первой или второй инстанции либо в порядке судебного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

затемнение Надзорное разбирательство дел производится по делам не вступившим этот вопрос

Если в рассмотрении данного дела в суде первой или кассационной инстанции принимало участие большинство членов президиума Верховного суда республики в составе Российской Федерации, краевого, областного, городского суда, суда автономной области или суда автономного округа, а протест принесен председателем этого суда или прокурором республики в составе Российской Федерации, края, области, города, автономной области, автономного округа, лицо, принесшее протест, направляет дело соответственно Председателю Верховного Суда РФ или Генеральному Прокурору РФ для обсуждения вопроса о принесении протеста в порядке надзора в Верховный Суд РФ.

В тех случаях, когда протест по такому делу принесен Председателем Верховного Суда РФ или Генеральным Прокурором РФ или их заместителями, дело передается на рассмотрение в порядке судебного надзора в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ. Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции Судебные постановления по протесту в порядке надзора рассматриваются по правилам, установленным для кассационного производства, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными ст.

В президиуме суда дело докладывается председателем или по его поручению членом президиума или членом суда, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Принимая во внимание, что ч.

Удивительно, но факт! Цель подготовки предполагается достигнутой, если гражданское дело было рассмотрено в первом же судебном заседании и по нему было вынесено законное и обоснованное решение.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, которые извещались о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. Лица, участвующие в деле, и их представители, если они извещались о времени и месте рассмотрения дела и явились в судебное заседание, дают объяснения после доклада дела. В рассмотрении дела в порядке судебного надзора принимает участие прокурор, который поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

В президиуме суда все вопросы решаются по большинству голосов, при равном количестве голосов, поданных за удовлетворение и против удовлетворения протеста, протест считает отклоненным. Президиум суда выносит постановление, которое подписывается председательствующим в заседании президиума. Полномочия суда надзорной инстанции При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и кассационной инстанций по имеющимся в деле материалам в пределах доводов протеста ч.

В соответствии с ч. В частности, если должностное лицо, принесшее протест, в ходе его рассмотрения высказывает иное, чем в протесте, мнение, оно может быть учтено судом при вынесении определения постановления по делу. Кроме того, независимо от доводов протеста, суд вправе проверить поступившие дополнительные материалы и доводы лиц, участвующих в деле, если суд первой или второй инстанции незаконно отказал в исследовании этих материалов и объяснений в качестве доказательств.

Очевидно, что имеются ввиду такие материалы, в исследовании которых суд первой или второй инстанции отказал ч. Изменяя решение, определение и постановление либо вынося новое решение, суд должен исходить из обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе изменить решение или вынести новое решение на основании дополнительных материалов, которые не рассматривались судом первой инстанции. Вместе с тем эти материалы могут быть положены в основу отмены решения, определения и постановления.

При наличии сомнений в правильности заключения эксперта, имевшего существенное значение для вынесения решения, суд рассматривающий дело в порядке надзора, отменяя это решение и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, вправе дать указание о необходимости назначения или проведения повторной экспертизы. Так, например, на новое кассационное рассмотрение дело может быть передано, если суд кассационной инстанции допустил существенные процессуальные нарушения, которые лишили его возможности надлежащим образом проверить законность и обоснованность решения и доводы жалобы или протеста неизвещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела; рассмотрение дела судом в ненадлежащем составе и т.

Вместе с тем суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не должен направлять дело на новое кассационное рассмотрение, если он не согласен с выводами кассационной инстанции, повлекшими необоснованную отмену решения суда первой инстанции. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения, если обстоятельства, влекущие принятие такого решения, не требуют проверки в суде первой инстанции.

В надзорной инстанции дело может пересматриваться несколько раз в зависимости от того, в отношении кого из лиц, участвующих в деле, принято постановление суда надзорной инстанции. Если суд надзорной инстанции по протесту принял решение лишь в отношении одного лица, то он вправе рассмотреть данное дело по протесту и в отношении других лиц, участвующих в этом деле, если в его определении или постановлении по предыдущему протесту не было указано о правильности решения, определения или постановления суда в отношении этих других лиц.

Однако одна и та же надзорная инстанция не вправе вторично рассмотреть протест на то же решение и в отношении тех же лиц даже в том случае, когда протест внесен по другим основаниям. Так, например, если суд, рассматривающий дело в порядке надзора, отменив полностью или в части решение, определение или постановление, вместе с тем приходит к выводу о наличии оснований для приостановления производства по делу, то в этом случае дело передается на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием в мотивировочной части определения постановления на необходимость обсудить вопрос о приостановлении производства по делу.

Вместе с тем суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела ч. Равным образом суд при рассмотрении дела в порядке судебного надзора, отменяя кассационное определение, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны кассационной инстанцией при вторичном рассмотрении дела ч.

Основания к отмене судебных постановлений в надзорном порядке Согласно ст. Решение, определение, постановление суда подлежат отмене независимо от доводов протеста в случаях безусловных процессуальных поводов к отмене судебных постановлений ст. Так, например, единоличное разрешение дела, подлежавшего в силу ч.

Общие сведения

В других случаях судебное постановление не может быть отменено по формальным соображениям. Не является основанием к отмене решения, определения или постановления, например, такое нарушение норм процессуального права, которое не привело и не могло привести к неправильному разрешению дела.

Суд надзорной инстанции, как это предусмотрено п. Передача дела на новое рассмотрение не требуется также, если одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений является законным. В этом случае незаконные постановления отменяются, а законное постановление оставляется в силе п. Однако отмена либо изменение решения, определения, постановления или вынесение нового решения судом надзорной инстанции не может иметь места, если основанием к этому являются обстоятельства, которые не были проверены судом первой инстанции.

В случае установления таких обстоятельств в том числе по дополнительно представленным материалам , имеющим значение для дела, оно должно быть направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение п. При повторной отмене решения, определения, постановления и направлении дела на новое рассмотрение суд надзорной инстанции вправе решить вопрос о передаче дела не в тот суд, решение которого отменено, а в вышестоящий по отношению к нему суд.

Определения и постановления судов, рассматривающих дела в надзорном порядке. Содержание и последствия определений и постановлений судов, рассматривающих дела в порядке надзора, определяются правилами, применяемыми в отношении кассационных определений см.

Стадии и виды гражданского судопроизводства

Определения Судебной коллегии Верховного Суда подписываются тремя членами коллегии, рассматривающими дело. Постановления подписываются председательствующим в заседании президиума. В постановлении надзорной инстанции при строгом соблюдении ст. Надзорная инстанция в соответствии со своими полномочиями ст. При установлении обстоятельств, предусмотренных ст.


Читайте также:

  • Страхование гражданской ответственности ипотека
  • Где выгоднее оформлять ипотеку
  • Заявление о принятии наследства по закону в суд
  • Адрес приватизации квартиры в пензе